Изучение иностранного языка – трудоемкий процесс, который занимает определенное количество времени. Каждый, кто тем или иным образом причастен к этому, будь то преподаватели, родители, студенты или руководители языковых школ, ищут пути сделать этот процесс как можно более эффективным. И за всеми этими усилиями стоит главный вопрос – сколько же времени должно уйти на изучение иностранного языка? Ответ на этот вопрос найти достаточно сложно, потому что до сих пор до конца не понятно, что же стоит за определением «выучить язык». По правде говоря, родным языком мы также владеем в разной степени в зависимости от образования, среды в которой мы выросли, сферы деятельности и пр.
Традиционно при изучении иностранного языка основной упор делается на развитие 4 основных навыков:
1. разговорный
2. восприятие на слух
3. чтение
4. письмо
Они описываются как виды речевой деятельности. Но в то же время умение общаться также подразумевает лингвистические компетенции — грамматика, словарный запас, фонология, социолингвистические компетенции – стиль (формальный/неформальный), умение быть вежливым и пр, прагматические компетенции — насколько речь связная, умение рассуждать и тд. Все эти компетенции одинаково важны. И человек, изучающий язык, может достичь целевого уровня любого из данных параметров на разных этапах. Допустим, учащийся хорошо освоил лексику своего уровня, но пока не достиг желаемого прогресса в другой компетенции. На сегодняшний день существует несколько всемирно принятых систем уровней владения иностранным языком. Чаще всего используется Common European Framework of Reference (CEFR).
Главная задача CEFR – предоставление метода оценки и обучения европейским языкам. Эта система уровней позволяет определить, насколько хорошо человек владеет иностранным языком, она же используется при оценке результатов международных экзаменов по английскому языку, например IELTS, BULATS.